Белое платье — наряд подвенечный.

О красном подвенечном сарафане мечтала каждая девушка на Руси. Именно этот яркий цвет издревле считался лучшим для наряда невесты.  Интереснейшие факты из 200-летней российской свадебной моды стали основой выставки в музее «Дом графини Паниной». Ее украсили уникальнейшие экспонаты, которые можно встретить только в столичных сокровищницах старины. Среди них — свадебные платки, в том числе редкий  украшенный золотной вышивкой, кокошник, и, наконец, полный праздничный наряд городчанки 18 века.

Тамара Фролова, зам. директора Городецкого историко-художественного музейного комплекса:

«Обязательно «коруна». Изначально это была береста, её прорезали, это был адский труд для человека, который выполнял эту работу, потом появился картон, его богато украшали снаружи, это металлические детали, пайетки из фольги, камни, обязательно фата голову покрывали, и после свадьбы женщина русская волосы прятала под любым головным убором. И яркий праздничный сарафан».

Яркие цвета подвенечного наряда уступили пастельным и белым в 19 веке после свадьбы английской королевы Виктории. Именно она ввела в моду цвет невинности, чистоты и нежности. И на выставке можно увидеть три красивых шелковых туалета, в которых городчанки выходили замуж на рубеже прошлых веков, а также множество других интересных аксессуаров и вещей, сопутствующих бракосочетанию: приглашения на свадьбу, регистрационные документы, церковные венцы. Всё это позволяет прочувствовать дух этого знаменательного события в те далекие времена. Гордость экспозиции и этот единственный костюм жениха. Принадлежал он одному из потомков известного городецкого купца Овчинникова.

Максим Еранцев, заведующий отделом музея «Дом графини Паниной», г. Городец:

«Буквально после революции состоялась свадьба, но пред нами богатейший наряд. Он исключительно купеческий по стоимости, можно предполагать, что и зарубежного производства, поскольку пуговицы имеют клеймо английского производства. Костюм тяжелый тройка, плотное богатое сукно и одно это говорит о богатстве молодого жениха».

А это уже другая эпоха — советская. В первые трудные десятилетия редкая невеста могла позволить себе белое платье и на праздник надевала просто  самый красивый наряд. Расцвет свадебной моды пришелся на послевоенные годы. И, глядя на платье невесты, можно без труда определить, к какому десятилетию оно относится. Женственные силуэты 50-х, минимализм и практичность 60-х, гипюровые платья 70-х, и большие шляпы 80-х.

В кризисные 90-е невесты полюбили кринолины и венки с фатой, в 2000-е — декольте. И во все времена девушки старались на своем торжестве выглядеть не только обворожительно, но и соответствовать веяниям моды.

Тамара Фролова, зам. директора Городецкого историко-художественного музейного комплекса:

«Надо отметить такую деталь, в отличие от нашего времени, когда свадебный наряд покупали, тогда много шили, то есть был отрез ткани, гипюр, парча. Заказывали наряд в ателье. И ещё интересная деталь, в 60-е годы брали фату на прокат, нам рассказали. И все помнят, наверное, свадебные салоны. И даже когда наступили тяжелые перестроечные времена, существовали талоны на свадебные наряды, детали свадебного наряда».

Яркий сарафан, платье в пол и ультра-мини, фата и диадема, минималистично и роскошно. Мода на свадебный наряд меняется. Неизменно одно — невеста на свадьбе должна быть самой пленительно-прекрасной.