Наши сани едут сами

Звоном бубенцов конской упряжи и галереей картинок зимних забав встречает выставка « Наши сани едут сами», посвященная истории древнейшего средства передвижения. Здесь можно увидеть и сюжеты далекого прошлого — крестьянских детей летящих с горки, и современных саночников – бобслеистов. История одного из главных символов зимы насчитывает несколько тысячелетий. На Руси санные повозки были любимы всеми сословиями, ездили на них не только в снежное время года.

Руслан Зимин, экскурсовод Городецкого историко-художественного музейного комплекса:

« В 17 веке митрополит Сарский и Задонский Петр и зимой и летом ездил только на санях.- Как передвигались такие санки?- Здесь все дело в нашем восприятии. Как мы сейчас смотрим — асфальт, грунтовка утоптанная. И нам непонятно, как же они ездили. Но в средние века такого было не найти. Поверхность земли была травяная, а то и просто грязь. А по такой поверхности санки очень легко скользили».

Надежда Фомичева, экскурсовод Городецкого историко-художественного музейного комплекса:

« Конечно, по особо торжественным случаям, такие как свадьба, масленичные гуляния, запрягали лошадей в тройку. Перед вами на выставке представлены парадные дуги 19 века. А уж, насколько, звучал бубенец в конской упряжи, вы можете послушать удивительный звон. Красивые убранства, мы видим и резьбу, и роспись».

Катание на тройке и просто с горы…Сани для каждого случая разные. По величине и конструкции. И в этой части экспозиции можно увидеть всё многообразие того, как использовались эти зимние помощники. На одних – самых крохотных — катали детских кукол, на других возили воду с реки, а третьи – вообще грузовые – дровни — доставляли к нужному месту дрова, сено и другие тяжести. И не только.

Надежда Фомичева, экскурсовод Городецкого историко-художественного музейного комплекса:

«В Городце любили кататься со съездов, добывали дровни, садились по 15 человек, и представьте, ватага летела в них к Волге шумно, а по траектории съезда вставали мальчишки и предупреждали, что сейчас будет нестись такая шумная ватага».

А это прогулочные санки — финки, на которых может уместиться только двое, в Россию они пришли из Швеции. Интересно то, что в одном из поселков Нижегородской области, Тумботино, до сих пор проходит спортивный фестиваль, посвященный этим « иностранцам». А этот экспонат — аэросани, уже с городецкими корнями.

Руслан Зимин, экскурсовод Городецкого историко-художественного музейного комплекса:

« Изготавливались на Городецкой судоверфи, но устанавливался на них двигатель с ГАЗа, они были признаны одними из лучших аэросаней в Великой Отечественной войне, их отличие в том, что на них устанавливался

автомобильный двигатель, что снижало расход горючего и вес аэросаней. Так же конструкторами было предложено использовать именно металлический винт, который позволял переезжать по пересеченной местности. Этим саням были не страшны мелкие деревья, металлический винт их просто перерубал».

И еще немало интересных историй подарит зимняя выставка «Наши сани, едут сами». Где переплелись сюжет известной русской сказки о щуке, и детские воспоминания о плетеной карете. Простые знакомые всем санки, как волшебная машина времени, пронесут сквозь тысячелетия и увлекут в мир удивительных открытий.